ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ

КАК ИЗМЕНИТЬ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ

Я думаю, каждый человек, даже совсем отдаленный от психологии, слышал фразу «у него тараканы в голове». О чем это? Чаще всего это об установках или, как говорят в некоторых направлениях психологии — «убеждения». Возможно, слышали от других людей, а возможно, и от себя, фразы: «я не могу», «у меня не получится», «все женщины стервы», «все мужики козлы», «все богатые воры»? Это, конечно, самые яркие, есть попроще, но итог один — это те «тараканы», которые засоряют нашу жизнь и не дают нам развиваться.

Убеждения бывают двух видов: ограничивающие и поддерживающие

Ограничивающие — это «тараканы», поддерживающие это «божьи коровки». «Тараканы» отравляют нашу жизнь, «божьи коровки» наполняют. Задача — научиться их отличать. «Тараканов» выгоняем, а «божьих коровок» подкармливаем. И как бы «таракан» ни просил, как бы не строил глазки, как кот из мультфильма Шрек, — никаких вкусняшек.

Откуда берутся «тараканы»? Конечно же, из детства. Есть такой термин — «импринтная уязвимость», это тот период нашего детства, когда критическое мышление не то чтобы неразвито, а просто отсутствует. Например, ребенок в 3 года начинает проявлять самостоятельность. Да, он совершает ошибки, да, делает все не то и не так, но он пробует. Но родитель всячески этому препятствует. Видела такую картину: прихожу за ребенком сестры в садик, он уже одет, обут, готов выходить, а рядом стоит супермен в позе звезды, и бабулечка-красотулечка вьется вокруг, как опытный модельер и одевает своего высокопоставленного заказчика. Дальше — больше. Была в бассейне, захожу в раздевалку, а там мамочка одевает 10-летнее чадо, которое тоже стоит в позе звезды. А причем тут установки спросите вы? Все просто, во время этого процесса обычно идут установки: «Дай я сама! У тебя руки не из того места! Что ты делаешь, это не правильно! Ты еще маленький, я за тебя все сделаю! У тебя не получится! Ты не сможешь! Не справишься! и так далее. У меня в практике было огромное количество случаев работы с такими установками как: «У меня руки не с того места растут! У меня нет слуха! У меня нет таланта» и т.д. И это говорили далеко не дети, а взрослые дяди и тети.

Я со всей уверенностью могу заявить, что каждый ребенок талантлив по-своему, нет ни одного человека, у которого нет музыкального слуха, это такая редкость, что практически не встречается в природе. Конечно, для того, чтобы дирижировать лондонским оркестром, вашего слуха может и не достаточно, но для того, чтобы заниматься музыкой в удовольствие — вполне. Почему родители так поступают? Да все просто, потому что с ними поступали точно так же, это «феномен горячей картошки», которая передается из поколения в поколение. Но каждый может это изменить и не передавать эту самую картошку дальше. Как говорила Карен Хорни — «мы жертвы жертв».

С одной стороны, все просто: поменяйте установку — и все будет отлично, но на самом деле все не так

Изменения происходят медленнее, когда к ним не готовы. Включаются защитные механизмы под названием «сопротивление», да и привычное поведение имеет огромное количество вторичных выгод. Например, установки «я не могу», «у меня не получится», «я ни на что не способен» уберегают человека от ответственности, от рисков сменить работу, менять деятельность, менять потребности и прочее. Лучше тихо сидеть в своем болоте и жаловаться на жизнь.

Еще есть типы установок, которые ну просто отлично помогают снять с себя ответственность — «это они виноваты». «Они» могут быть кем угодно — родители, дети, начальники, правительство, соседи и все, кого можно обвинить.

Самое страшное, что установки — это «очки», через которые человек смотрит на жизнь и действует в соответствии с ними

Например, приходит женщина 35-45 лет на прием к психологу, запрос — отношения с мужчинами. В отношениях были то алкоголики-дебоширы, то бабники, то бездельники. На вопрос: почему таких выбираете, ответ — «а все такие». Вот вам и очки, через которые человек смотрит на мир. Если установка «все мужчины пьяницы, бабники и бездельники», то на пути будут встречаться именно такие. А на нормальных реакции не будет никакой, их нет в поле зрения, они не проходят фильтры внимания. Но даже если с подобным мужчиной начнут формироваться отношения, такая женщина будет максимально создавать условия, чтобы он начал пить, гулять и бездельничать. Причем, это будет настолько неосознанно, что на вопрос: были ли с вашей стороны упреки, обесценивание, придирки по любому поводу? Ответ: «Нет, конечно, ну я ему говорю, что ж ты полку не можешь прибыть, сволочь криворукая, а он и ухом не ведет. Понимаете?» Установки работают незаметно, но их последствия может обнаружить человек со стороны. И это может быть психолог, который ещё и профессионально поможет обойти защитные функции.

Как работать с установками?

Первое — это обнаружить установку и ее последствия. Самостоятельно это будет сделать сложно. Работа психолога с установками нацелена на быстрое извлечение ограничивающих установок и базируется на определённой системе и комплексе методик. Второе — подвергнуть установку сомнению. Сделать это можно следующим образом: из утвердительной формы перевести в вопросительную. Например: «Все мужики козлы!» «Все женщины меркантильные стервы!» «Я не смогу, у меня не получится» Убеждения формируются следующим образом: сначала кто-то сказал, например, родители, потом это окончательно формируется в виде подтверждения. У тебя не получится! Один раз попробовал, второй раз попробовал — не получилось. Все, сформирована установка! Теперь переводим в сомнение. Все мужики козлы? Добавляем сомнений! Точно все-все? Усиливаем! А скольких вы знаете? А вы знаете, что на земле более 3 миллиардов мужчин, и все точно козлы? Были ли в вашей жизни примеры, когда было не так? Ну и так далее.

Задача — перевести убеждение в зону сомнений

Сомнение — это то место, где можно поменять убеждение на более продуктивное. То есть поменять «таракана» на «божью коровку». С остальными убеждениями — по этой же аналогии. Все женщины меркантильные стервы? Прямо все-все? У Вас ничего не получится? Прямо совсем ничего? И так далее.

Конечно же, за короткое время при самостоятельной работе убеждения не приживутся, и жизнь не поменяется так быстро, как хочется. Тем более если убеждение имело место быть в жизни 10-20 и более лет. Но поменять установки еще будет просто, а вот как жить с новыми? Теперь ведь вся жизнь будет другая, неизвестная, загадочная и полная экспериментов. Куда проще жить так, как привык: грустно, плохо, но привычно. Но с поддержкой психолога-коуча возможно начать жить по-другому и в разы качественно лучше.

Итог: выбор за каждым

Можно продолжать обвинять мужчин и женщин в несовершенстве, а можно строить и поддерживать здоровые гармоничные отношения. Можно продолжать обвинять себя, начальника и коллектив, меркурий в козероге, а можно заняться другой деятельностью и зарабатывать достойные деньги. Выбор всегда за вами. И то, что выбор есть — это тоже убеждение, но оно продуктивное и поддерживающее. Что в результате? «Все мужчины разные» «Все женщины разные» «У меня получится, я попробую» «Я смогу, я справлюсь» «Я научусь» Это результат трансформации установок в продуктивные. Поэтому совет для родителей: формируйте у своих детей поддерживающие установки, им это очень пригодится в будущем.

Ну, а если вы уже взрослый человек и наполнены ограничивающими убеждениями, а они есть у каждого, то не опускайте руки, никогда не поздно это поменять. Потому как «уже поздно» — это тоже ограничивающее убеждение. И вот пример поддерживающей установки: «лучше поздно, чем никогда».